РАВВ

Первое заседание попечительского совета


Первое заседание Попечительского совета Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

7 апреля 2015 года

На первом заседании Попечительского совета РАВВ представители Аппарата Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Фонда содействия реформированию ЖКХ, научного и бизнес сообщества поддержали проект концепции Стратегии развития водной отрасли, подготовленную Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения (РАВВ).

Разработанная экспертным сообществом водопроводно-канализационного комплекса концепция Стратегии ставит своей целью обеспечить рост числа населения, получающего качественные и доступные услуги коммунального водоснабжения и водоотведения, а также повышение надежности и эффективности систем водообеспечения и очистки сточных вод городов и населенных пунктов Российской Федерации.     

Открывая заседание Попечительского совета, исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова отметила позитивную динамику изменения отношения государства к проблемам коммунального водоснабжения и водоотведения: говорить стали больше, но внимания к столь важной системе жизнеобеспечения как вода пока существенно меньше, чем к другим сферам ЖКХ.    

По её словам профессиональное сообщество надеялось на участие и внимание государства к модернизации отрасли в Водной стратегии Российской Федерации, но проблемы коммунального водоснабжения и водоотведения не были включены в документ, хотя в его содержании предусматривалось решение отраслевых вопросов через ряд федерально-целевых программ. В итоге Ассоциацией было принято решение восполнить данный пробел и подготовить Стратегию развития водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации, которая должна стать составной частью Водной стратегии или готовящейся комплексной стратегии развития ЖКХ.  

Описывая текущее состояние отрасли водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), исполнительный директор РАВВ отметила, что в Российской Федерации действует 14,6 тысяч водоканалов. Доступом к  централизованному водоснабжению обеспечены 115 млн. человек, к водоотведению лишь 89,6 млн. человек.

В отрасли наблюдается высокая раздробленность, прежде всего, благодаря 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепляет ответственность за водоснабжение и водоотведение на уровне муниципального образования. Последний, не имея достаточных ресурсов ни интеллектуальных, ни экономических, ни кадровых оказался не готов к организации современной и эффективной системы водоснабжения и водоотведения на своей территории.

Средний тариф на воду, которую водоканалы отпускают в сеть, – две с половиной копейки за один литр (2,34 копейки за 1 л.). В свою очередь очистка стоков – почти 2 копейки за 1 литр (2 копейки за 1 л.). Выручка от основной деятельности водоканалов (водоснабжение и водоотведение) равна 318 миллиардам рублей. В то время как в тепле более 900 миллиардов, в энергетике 1 триллион 200 миллиардов. При этом средний рост тарифов в коммуналке демонстрирует существенный дисбаланс: в 2011-2013 годах газ получил 13%, электричество 9,5%, тепло 7%, водоснабжение и водоотведение - 2,9%. Чистый убыток предприятий ВКХ за 2013 год составил 15,4 миллиарда рублей, что составляет почти половину чистой прибыли электроэнергетики за 2013 год – 36,4 миллиардов. Помимо этого, никаких преференций с точки зрения платы налога на имущества в ВКХ нет, хотя вода одна из самых фондоемких сфер в ЖКХ (например, у энергетиков такие преференции есть). В итоге за последние 10 лет водоканалы находятся в области отрицательной рентабельности.

Елена Довлатова отмечает, что заложенная индексация роста тарифов на услуги ВКХ в прогнозе социально-экономического развития (СЭР) не покрывает потребности отрасли на реализацию целей и задач, поставленных государством (постановление Правительства РФ № 323, указ Президента РФ № 600, поручения Президента РФ по итогам Госсовета по ЖКХ 31 мая 2013 года № ПР-1479). Так по прогнозам СЭР индексация роста тарифов водоснабжение и водоотведение предполагается следующая: 2015 – 10,5% (при инфляции на март 16,7%), 2016 – 6,0%, 2017 – 5,1%.

Учитывая состояние отрасли, говорить о концессии, как единственном механизме / инструменте управления отраслевыми предприятиями, сложно, так как отсутствует четкая и прогнозируемая долгосрочная перспектива для инвестора.

В свою очередь, член Попечительского совета РАВВ, председатель Комитета Госдумы по  жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская отметила, что к концессии, как к инструменту управления системами жизнеобеспечения, надо относиться осторожно. Учитывая негативный опыт Германии, Великобритании и Франции, где государство с трудом отбирало свои предприятия от частного оператора, мы не должны наступать на те же грабли. Особенно когда речь идет об убыточных предприятиях и в период кризиса.       

По словам исполнительного директора РАВВ первая и необходимая задача, заложенная в Стратегии развития ВКХ до 2030 года – это восстановление рентабельности отраслевых предприятий. Для этого, во-первых, надо ввести систему бенчмаркинга, стандартизировать деятельность, чтобы понять количество финансовых средств, позволяющих содержать систему в работоспособном состоянии. Во-вторых, заняться укрупнением и объединением небольших водоканалов, чтобы обеспечить экономическую целесообразность работы системы водоснабжения и водоотведения в маленьких муниципальных образованиях. В-третьих, обеспечить взаимосвязь документов территориального планирования и схем водоснабжения. В-четвертых, разработать четкую кадровую политику и последнее – отобрать лучшие отраслевые практики и обеспечить их тиражирование.

Обсуждая концепцию Стратегии, член Попечительского совета РАВВ, генеральный директор Федерального Центра Проектного Финансирования Александр Баженов отметил, что при невысоком платежеспособном спросе, высокой капиталоемкости ВКХ, большом вкладе инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в развитие городов, не способности поддерживать отрасль с учетом роста тарифов без массовых инвестиций, должна быть предусмотрена модель привлечения дополнительных финансовых средств.

Директор ФГБУ НИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Юрий Рахманин обратил внимание участников встречи, что деньги можно найти вне основной деятельности предприятий ВКХ, например, отпуск бутилированной воды. По его словам рынок питьевой воды из бутылок оценивается в 10 миллиардов рублей, что могло бы стать серьезным подспорьем в решении финансовых вопросов водоканалов.    

В свою очередь первый заместитель председателя Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий сообщил, что сегодня в отрасли водоснабжения и водоотведения тарифы не обеспечивают выживание предприятий ВКХ. Поэтому предлагаемая Минстроем России модель массовой концессии в коммунальном комплексе выглядит по меньшей степени странно. Какой инвестор захочет взять убыточное предприятие в управление, при этом привлечь туда финансирование без четко просматриваемой перспективы возврата своих средств? Прежде всего,  необходимо обеспечить, чтобы тариф попал в эффективное поле работы, а потом ставить перед концессионером конкретные задачи. Сегодня отрасль стоит перед абсолютной необходимостью тарифного скачка. Диалог с инвестором должен быть подкреплен экономически обоснованным тарифом.

Заместитель генерального директора государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ольга Сердюк, высказала уверенность, что отрасли необходима внятная политика эффективной государственной поддержки. С ней согласился первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум: ответственность за водоснабжение и водоотведение должна быть государственная. Оказать поддержку из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на развитие и модернизацию ВКХ через субсидии или через адресные инвестиционные программы возможно, но  муниципалитетам, мы просто не сможем так помочь. Что касается тарифной политики, то, очевидно, её экономическая необоснованность не дает возможности к дальнейшему развитию и модернизации отрасли. В свою очередь директор Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян отметил, что на сегодняшний день в сфере водоснабжения и водоотведения отсутствует политическая воля, политическая сила, способная изменить ситуацию, раскрыть потенциал отрасли, которая обеспечивает качество жизни населения страны и экологическую безопасность её территорий.  

Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию, и экологии ГД РФ Максим Шингаркин привел в пример конкретный опыт концессий в Сергиев-Посаде: в начале 90-х и 2000-х город состоял из отдельных, раздробленных, небольших водоканалов, взятых в концессию. Всё закончилось экономическим крахом. Губернатору пришлось вмешиваться и заново объединять все предприятия обратно в единый водохозяйственный комплекс. Т.е. неэффективную работу муниципалитета пришлось решать субъекту, так как компетенций у местного самоуправления не хватило. Поэтому система водоснабжения и водоотведения должна полностью принадлежать и контролироваться субъектами Российской Федерации.

Председатель подкомитета по водным ресурсам Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Георгий Карлов также привел конкретный пример, на этот раз с Крымом: На полуострове система управления  водохозяйственным комплексом сохранена на уровне субъекта. Это позволило, во-первых, четко контролировать средства бюджета на развитие водоснабжения и водоотведения, обеспечить системность финансовых поступлений, а также жестко следить за тарифом и его расходом. Наша задача сохранить систему государственного управления водным хозяйством, которая сегодня осталась в Крыму. Данная модель, например, могла бы быть эффективной на Дальнем Востоке, где сосредоточены огромные водные ресурсы, но из-за малочисленности людей и низкой финансовой обеспеченности муниципальных образований, сфера водоснабжения и водоотведения испытывает ряд сложностей и никакого эффекта от концессии она точно не получит.

Помощник Председателя Правительства Российской Федерации Геннадий Онищенко обратил внимание членов Совета на необходимость включения в Стратегию доработки требований санитарного законодательства к питьевой воде. По его словам здесь накопилось много проблем, которые требуют пристального внимания, так как речь идет о здоровье населения страны.

По итогам обсуждения концепции Стратегии развития водопроводно-канализационного комплекса до 2030 года члены Попечительского совета РАВВ пришли к консолидированному мнению, что документ должен быть поддержан, работа по его корректировки продолжена. Принято решение рассмотреть в широком составе Стратегию на III Всероссийском съезде водоканалов в Крыму 22-24 апреля и вынести в качестве основных пунктов обсуждения следующие положения: выход предприятий ВКХ из отрицательной рентабельности, ввод системы государственного планирования в отрасли, разработка кадровой политики, стандартизация деятельности и использование бенчмаркинга, а также реализация пилотных проектов и тиражирование наиболее эффективных отраслевых практик.

Повестка заседания >>

Протокол заседания >>

Список участников >>