В рамках конференции «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» Ассоциация при участии представителей Минстроя России и Минэкономики России, частных операторов и инвесторов провела круглый стол «Перспективы развития водоснабжения и водоотведения».
На круглом столе состоялось обсуждение опыта реализации проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения, факторов препятствующих приходу инвесторов и частных операторов в водную отрасль, а также перспективы повышения инвестиционной привлекательности водопроводно-канализационного комплекса. Центральное внимание дискуссии было уделено применению концессионной модели развития системы водоснабжения и водоотведения. Участники дискуссии поддержали шаги государства в направлении прихода частного капитала в отрасль, но вместе с тем выразили надежду, что государственно-частное партнерство в воде не будет ограничено только концессионными соглашениями.
Другой темой обсуждения стал вопрос ответственности субъекта муниципального образования в части установления тарифа. По словам участников сегодня всё, что относится к ценообразованию в сфере ВКХ, находится на уровне субъекта, при этом имущество и обязательства по оказанию соответствующих услуг остаются в муниципальном образовании. На лицо конфликт интересов. Обязанность с муниципалитета за водоснабжение и водоотведение никто не снимает, в то время как ответственность за обеспечение тарифным регулированием лежит на субъекте.
Также обсуждались проблемы разделения тарифа на производственную и инвестиционную составляющие, регистрации линейных объектов недвижимости, налоговой базы, возврата инвестиций, отсутствия схем водоснабжения, а также возможности включения в систему централизованного водоотведения утилизацию осадка предприятий ВКХ.
По итогам мероприятия участники круглого стола снова вернулись к вопросу, должна ли быть концессия единственной формой управления предприятиями ВКХ и развития инфраструктуры водоснабжения и водоотведения? Вопрос остался открытым. Позиции две: с одной стороны, у инвестора должна быть вариативность (в связи с тем, что страна большая и в каждом конкретном регионе может быть своя специфика), поэтому необходимо использовать весь потенциал ГЧП с широким набором разных методов и подходов, с другой стороны, необходимо прийти к одному универсальному и выгодному для всех сторон методу – концессии, которая и станет основой для развития коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. Пока государство идет вторым путем, но диалог продолжается.
Такая мера поможет регионам эффективнее выбирать подрядчиков и производителей для строительства и реконструкции очистных сооружений по федеральному проекту «Вода России».
В этом году Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения отмечает 35 лет со дня основания. В честь этой торжественной даты и значимого для всей отрасли события в адрес РАВВ поступило десятки видеопоздравлений из более чем 60 регионов нашей страны.
Изменения коснулись 29 субъектов РФ, между которыми перераспределили 60 млрд. рублей на три года в рамках федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры. С помощью бюджетных средств регионы смогут завершить строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения и других объектов ЖКХ.