Речь идёт о проекте постановления правительства, разработанного Минфином России, который устанавливает для субъектов естественных монополий и регулируемых организаций особый регламент закупок (так называемый национальный режим), предполагающий полный запрет приобретения иностранного оборудования при наличии российского аналога.
По мнению РАВВ, принятие такого документа приведет к следующим последствиям:
- Необходимость закупки тепло- и водоснабжающими организациями только у российских производителей котлов, оборудования для водоподготовки и водоочистки (оборудование и установки для фильтрования или очистки жидкостей, насосы центробежные подачи жидкостей, арматура запорная для управления процессом и т.д.), реагентов, средств индивидуальной защиты. В свою очередь гарантирующим поставщикам придётся приобретать у отечественных разработчиков приборы учета, компьютеры, ноутбуки, иные средства вычислительной электронной техники.
- Затрудненная конкуренция российских производителей, не имеющих записи о своем товаре в реестре Минпромторга России, с производителями, имеющими на текущий момент такую запись, т.к. производителям из указанного реестра будет предоставлена 15 % ценовая преференция.
- Снижение конкуренции среди участников закупок вследствие признания товара из стран Всемирной торговой организации (в т.ч. Китайской Народной Республики) «иностранными».
- Увеличение сроков закупок и невозможность в отдельных случаях выполнять в срок взятые обязательства в случае отсутствия российских аналогов для закупаемой продукции, поскольку получение соответствующих заключений, а также включение в реестры Минпромторга России потребует значительного времени (по минимальной оценке, около 50 рабочих дней).
Для решения этой проблемы РАВВ совместно отраслевыми ассоциациями энергетиков обратились с коллективным письмом в Минфин России, Минэнерго России, Минстрой России и ФАС России со следующими предложениями:
- В рассматриваемом проекте постановления правительства установить для субъектов естественных монополий и регулируемых организаций возможность применять минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения.
- В течение 2025 года обсудить с экспертным сообществом, профильными министерствами и ведомствами поэтапное введение запретов и ограничений закупки иностранной продукции.
Загрузить коллективное письмо в адрс министерств >>