Госдума подготовила ко второму чтению законопроект об ужесточении требований к концессионерам в сфере ЖКХ


Документ был внесен кабмином и одобрен в первом чтении еще в 2022 году. В нём прописывается обязательность наличия у инвестора опыта эксплуатации объектов «коммуналки», вводится норма о внесении задатка для участия в конкурсе на заключение соглашения, а также устанавливается запрет на участие бюджетных учреждений в концессиях.

Среди поправок ко второму чтению — расширение списка существенных нарушений, из-за которых соглашение может быть расторгнуто судом. Добавляется неисполнение по вине концессионера предусмотренных соглашением основных мероприятий, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов. Вводится возможность взыскания неустойки или штрафа за нарушение срока создания или реконструкции объекта по вине инвестора.

Помимо этого, в законопроекте прописали положение о том, что соглашением может предусматриваться плата концедента в целях возмещения части расходов концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и госрегистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, выполнение кадастровых работ в отношении этого имущества.

Между тем, эксперты неоднозначно оценивают правки в проект документа:

В Российский ассоциации водоснабжения и водоотведения отметили, что в сфере водопроводно-канализационного хозяйства очередей из инвесторов и концессионеров нет, поэтому любое ужесточение контроля за их деятельностью чревато снижением интереса к отрасли. Так, например, ненадлежащее выполнение концессионером плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности может стать ловушкой для любого потенциального инвестора. Потому что на практике фактическое состояние передаваемых объектов существенно отличается в худшую сторону от отражённых в документах. Выясняется это уже после подписания соглашения и проведения детального технического аудита. К примеру, потери воды могут быть вместо 5% в два-три раза выше и сокращая их на прописанные в соглашении цифры достигнуть целевых показателей не удастся. При этом внести изменения в концессию после обнаружения несоответствия технического состояния объекта на бумаге и реального положения дел на земле, очень сложно, процедура длительная и весьма бюрократизированная.

Аналогичная ситуация может быть и с пунктом о нарушениях сроков создания и реконструкции объекта по вине концессионера. Например, введённые санкции на поставку оборудования привели к поиску альтернативных решений, при этом существующие аналоги на рынке, вроде и есть, но они не позволяют получить в срок необходимый эффект и выйти на прописанные в соглашении показатели. Приходится полностью перестраивать технологический процесс, чтобы уложиться в поставленные цифры и не нарушить временные рамки. В этом случае, можно легко обвинить концессионера в том, что альтернативы по оборудованию были, но он долго тянул, не использовал его и сдвинул сроки создания объекта. Хотя причины были совершенно в другом. 

Что позитивно, так это плата концедента в любой её форме. Это хорошая поддержка для инвестора и концессионера, не важно на что будут выдаваться эти деньги из регионального бюджета на покрытие межтарифной разницы или на оформление имущества – в любом случае это существенная помощь.   

Подробнее в материале газеты «Коммерсант» >>   



Новости


РАВВ представила ФАС России ряд предложений по повышению эффективности реализации концессий и инвестпрограмм, а также совершенствованию подходов к формированию фонда оплаты труда

В ходе проходящего в эти дни всероссийского семинара-совещания ФАС России в Казани по модернизации коммунальной инфраструктуры, РАВВ рассказала об инициативах Ассоциации по регуляторным изменениям сферы водоснабжения и водоотведения в части выполнения концессионных соглашений, инвестиционных программ…

Подробнее


РАВВ совместно с Минстроем России, ФАС России и Фондом развития территорий приняла участие в семинаре-совещании «Развитие коммунальной инфраструктуры»

Мероприятие начало свою работу сегодня 10 июля 2025 в Казани. В пленарном заседании выступили замминистра строительств и ЖКХ РФ Алексей Ересько, заместитель руководителя ФАС России Виталий Королёв, директор Фонда развития территорий Марат Петрин и исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова.

Подробнее


Делегация РАВВ посетила Донецкую Народную Республику и провела рабочее совещание по мерам поддержки водопроводно-канализационного хозяйства региона

Мероприятие состоялось в формате выездного заседания Совета РАВВ на предприятии "Вода Донбасса" и было посвящено вопросам поддержки организаций водопроводно-канализационного хозяйства Донецкой Народной Республики, их интеграции в отраслевую нормативно-правовую систему Российской Федерации в сфере водоснабжения…

Подробнее


ФАС России планирует за счёт введения обязательных профилактических визитов к 2027 году на 30% снизить количество нарушений законодательства при установлении тарифов естественных монополий

Об этом говориться в подготовленном службой проекте постановления правительства, которое вносит изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов).

Подробнее


РАВВ прокомментировала центральным СМИ причины двухкратного повышения тарифов ЖКХ с 1 июля 2025 года

В материалах ТАСС, Интерфакс, Российской газеты, Ведомости и в эфире РБК исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова рассказала о сложившихся экономических и инфляционных факторах, которые способствуют росту тарифов в коммунальном секторе.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>