Осенью вступает в силу принятый в феврале закон, ужесточающий требования к концессионерам в сфере ЖКХ. Среди ключевых нововведений: обязательная разработка инвестпрограмм, наличие опыта эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, обязательная банковская гарантия для участия в конкурсе и оформление незарегистрированного имущества силами концессионера.
Согласно новым требованиям, затраты на регистрацию имущества инвестор может включать в тариф и/или возмещать за счёт платы концедента. На процедуру оформления даётся один календарный год для концессий, заключённых до 1 сентября, и три года для новых соглашений. После этого срока концедент имеет право передать без конкурса незарегистрированное имущество в аренду. В этом случае в тариф будет включена арендная плата, указанная в договоре. ФАС России уже подготовила проект соответствующих изменений в Методические указания, определяющий порядок учета арендных, лизинговых и концессионных платежей в тарифах.
По мнению исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елены Довлатовой, пока не совсем понятно, как будет работать новый закон. К примеру, неясно, как планируется оценивать опыт юрлица с учетом того, что для выхода в концессию в другой город опытный концессионер, как правило, создает еще одну, новую компанию. Помимо этого, некоторые нововведения дублируют уже существующие обязанности концессионеров – например, в инвестиционной программе должны быть прописаны те же данные, что и в концессионном соглашении. Зачем дублировать документы и создавать дополнительную бюрократическую нагрузку в виде инвестпрограмм, когда в концессионном соглашении указана аналогичная информация о целевых показателях, техническом задании и мероприятиях по реконструкции и модернизации объектов.
РАВВ также отмечает, что у инвестора появляется возможность в принципе не заниматься оформлением незарегистрированного имущества и по истечении трёх лет для новых и одного года для действующих концессий получить его без конкурса в аренду с включением в тариф фактически указанных в договоре арендных платежей. В этом случае ни региону, ни концессионеру не надо тратить лишние деньги на регистрацию имущества, все новые или старые неоформленные объекты буду уходить в аренду.
Чтобы изменилась ситуация с концессиями, считает Елена Довлатова, нужно, в первую очередь, изменить отношение к ней со стороны региональных властей, для которых водоканалы как муниципальные предприятия пока более понятны и управляемы. Кроме того, необходимо изменить экономику отрасли в целом: при нынешней сдерживающей тарифной политике на воду, считает эксперт, концессионеру очень сложно окупить свою деятельность.
Такая мера поможет регионам эффективнее выбирать подрядчиков и производителей для строительства и реконструкции очистных сооружений по федеральному проекту «Вода России».
В этом году Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения отмечает 35 лет со дня основания. В честь этой торжественной даты и значимого для всей отрасли события в адрес РАВВ поступило десятки видеопоздравлений из более чем 60 регионов нашей страны.
Изменения коснулись 29 субъектов РФ, между которыми перераспределили 60 млрд. рублей на три года в рамках федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры. С помощью бюджетных средств регионы смогут завершить строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения и других объектов ЖКХ.