Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения не поддержала проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», разработанного Министерством финансов Российской Федерации, который вводит экологический налог для природопользователей.
На сегодняшний день действующим законодательством закреплен эффективный механизм правового регулирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС), которые имеют статус неналогового платежа. Взимание платы за НВОС направлено на реализацию процедур восстановления природных объектов, минимизации негативного воздействия на окружающую среду, полученной в результате хозяйственной или иной деятельности. При этом предусмотрен ряд стимулирующих моментов для уменьшения платежа за НВОС, в т.ч.:
Кроме того, в рамках действующего природоохранного законодательства за счет распределений платежа за НВОС (5% - федеральный бюджет, 40% - бюджет субъектов РФ и 55% - распределяются в бюджеты муниципальных районов и городских округов) возможно прямое финансирование природоохранных мероприятий.
По оценке Министерства природных ресурсов, при условии использования льготных условий, издержки предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) за НВОС могут быть снижены до двух раз, что в настоящих условиях является существенным фактором поддержания финансовой стабильности в отрасли водоснабжения и водоотведения, регулируемой по принципу «инфляция минус». Вместе с тем, данные льготы позволяют предприятиям решать задачи по сокращению экологического ущерба и повышать уровень экологической безопасности.
В рассматриваемом законопроекте плата за НВОС трансформируется в экологический налог. Таким образом возникает ряд рисков, а именно:
Также, к документу имеются замечания юридико-технического характера.
В связи с вышеперечисленным и с точки зрения развития водопроводно-коммунального хозяйства, принятие данного законопроекта считаем нецелесообразным. Существующая система взимания платы за НВОС в соответствии с природоохранных законодательством, в полной мере стимулирует Водоканалы всех субъектов Российской Федерации к осуществлению экологической политики и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Соответствующее положение прописано в Постановлении Правительства РФ от 30.11.2023 г. № 2038 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В рамках пленарного заседания всероссийского водного форума «Живая Кама», который состоялся в Перми при участии губернатора края представителей Минстроя России и ФАС России, обсудили перспективы экологического оздоровления бассейна реки Камы, в том числе в рамках объединённого водного проекта.
Об этом говориться в постановлении кабмина № 1969 от 23.11.2023 г, которое вносит изменения в Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в Правила разработки инвестиционных и производственных программ.
Поводом для коллективного письма Михаилу Мишустину, которое подписали восемь профильных ассоциаций, стал готовящийся к рассмотрению во 2-м чтении законопроект № 905546-7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части…
Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила профильным министерствам, службам и агентствам подготовить ответ на недавнее обращение Госдумы в кабмин по проблемам обмеления реки Волги и ее бассейна, а также соблюдения требований природоохранного законодательства в водоохранных зонах.